Архитектура равнодушных, часть II: проектные решения, которые способны изменить мир внутри и снаружи
Конечно, во многих недвижимых сегментах красота и стиль по-прежнему отходят на второй план в сравнении с деньгами и эффективностью помещения. И все-таки склады, дата-центры, технопарки и заводские корпуса могут быть эстетически привлекательными, становиться точкой общественного и туристического притяжения, повышать престиж района и стоимость недвижимости вокруг
Промышленные предприятия, чьи здания, построенные в эпоху демократического централизма, нагоняют архитектурную тоску, больше не хотят выглядеть как унылые, сугубо утилитарные «коробки». Поэтому, вспоминая практику прошлых веков, все чаще привлекают к работе над созданием новых и редевелопментом старых промышленных корпусов архитекторов с именем.
Однако, как уже отмечал BFM.ru, на рынке недвижимости есть объекты, которые принято считать даже более архитектурно равнодушными, чем заводы и фабрики, — это, например, склады. Проснулся ли интерес к архитектуре в складском сегменте? И надо ли складу быть не только удобно расположенным, грамотно построенным и высокотехнологичным, но и внешне привлекательным? Похоже, единого мнения среди игроков рынка нет.
Валерий Жуков, генеральный директор компании Instone Development
«Интерес к архитектуре и дизайну складских помещений значительно возрос среди девелоперов, покупателей и арендаторов. Эта тенденция даже не последних двух лет, все началось гораздо раньше, лет пять-шесть назад, когда высококлассные склады уже стали чем-то привычным и качество среды вышло за рамки конструктива самого объекта. Произошел сдвиг от строго утилитарного подхода к более сбалансированному сочетанию функциональности и эстетики. Этому способствовало несколько объективных факторов, среди них — желание компаний отражать корпоративный имидж и стиль через каждый аспект своей деятельности, стремление улучшить рабочую среду для сотрудников, а также эволюция складов и превращение их в фулфилменты — целые города, производственно-распределительные центры. Когда на складе стал в большом количестве работать квалифицированный персонал, появилась необходимость в качественном внешнем виде. В случае с ИП «Южные врата», например, достойная «внешность» — дань концепту ESG в части заботы о персонале: привлекательный аккуратный внешний вид объектов способствует улучшению рабочей среды, людям приятнее находиться в таком объекте, уютнее и комфортнее. Складские девелоперы активно сотрудничают, консультируются с архитекторами и дизайнерами, ставя перед ними задачи по оптимизации пространства, разработке устойчивых и энергоэффективных решений, интеграции современных технологий, а также созданию визуально привлекательных и поддерживающих бренд компании элементов. Это сотрудничество отражает растущее признание того, что даже складские помещения могут и должны сочетать в себе высокую функциональность и эстетическую привлекательность. С изменением роли складских помещений, которые все чаще выступают не только как места хранения, но и как офисные пространства, пункты выдачи товаров и даже места для съемок, важность архитектуры и дизайна только усиливается. Так что текущая тенденция в складском сегменте — не отказ от практичности в пользу эстетики, а поиск оптимального баланса между этими двумя аспектами, что в конечном итоге способствует созданию более комфортной и продуктивной рабочей среды, а также улучшает общественное восприятие и имидж компаний».
Станислав Ахмедзянов, управляющий партнер компании IBC Global
«У складов другая миссия, им не нужно быть красивыми, им нужно отвечать современным требованиям и стандартам, быть безопасными и эргономичными. При строительстве склада заказчика скорее интересует не фасад, а экономика помещения. Чаще всего роль архитектора при строительстве выполняют монтажники, которые собирают стеновые панели. Затраты на архитектурные изыски не маленькие, но профит от них минимальный. Арендаторы не готовы доплачивать за фасады, они платят за помещение, инфраструктуру и удобство. Красота и стиль отходят на второй план в сравнении с деньгами и эффективностью помещения. Однако вопрос представленности бренда все равно важен, для этого владельцы складских помещений разрабатывают и внедряют в помещениях элементы дизайна, соответствующие корпоративному стилю. Внешне помещение также стараются сделать узнаваемым, но делают это достаточно простым способом: оформляют склад и прилегающую территорию в фирменных цветах, ставят флаги с логотипом во входной группе, монтируют панели, наносят разметку и прочее. Я бы не стал связывать производительность труда на складах с архитектурой. Люди понимают, что работа на складе физическая, соответственно, туда идут за зарплатой, деньгами и минимальным уровнем комфорта. Архитектурные изыски и дизайнерские офисы могут повысить производительность сотрудников, занятых умственным трудом, но и это сейчас далеко не тренд. Люди научились работать в режиме хоум-офис, и это выгодно как работодателям, так и сотрудникам. Однако если заглянуть в прошлое, то еще недавно международные компании предъявляли гораздо больше требований — к энергоэффективности, зеленым технологиям, социальному окружению объекта, как результат — к архитектуре тоже. Сейчас все эти характеристики и показатели не являются приоритетными, более того, они перестали быть значимыми для нашего рынка складской недвижимости. Впоследствии и развитие направления архитектуры складской недвижимости переместилось на второй план, постепенно полностью застопорившись».
Цены на кофе взлетели до максимума
Франция отправит войска на Украину? Комментарий Георгия Бовта
«Мегамаркет» займет освободившиеся площади IKEA
Последствия сильного ветра в Москве
В заксобрании Петербурга — жаркие дискуссии насчет анимации
Киргизия приостановила работу с картами «Мир»
Среди проектов в Краснодарском крае собеседник BFM.ru особо выделяет «Виллу Аристов», а также «Поместье Голубицкое» с собственной гостиницей, специальными программами отдыха и соответствующей инфраструктурой. Также один из крупнейших проектов такого формата — центр винного туризма Winepark в Крыму, являющийся самостоятельным кластером энотуризма, специально спроектированным для таких целей.
«Создание подобных комплексов, ландшафтные работы, интеграция архитектурных объемов в терруар — не только сложная техническая задача, но и настоящее искусство. Такие места с годами становятся только лучше, обзаводятся традициями, узнаваемыми чертами и достопримечательностями, поэтому их концепция формируется сразу в нескольких временных плоскостях. Например, в Winepark все технологические помещения и процессы встроены в дизайн-код объекта, что позволило создать атмосферу вовлечения в практическую энологию. Разрабатывая интерьерные решения для этого объекта, мы использовали натуральные материалы, такие как кортен-сталь, латунь и бетон. Как и коллекционное вино, они красиво стареют, и для раскрытия новых оттенков им нужна выдержка», — подводит черту Сергей Труханов.